Прием заказов: ПН-ПТ 10:00-19:00

МТС+7 (978) 897 27 03 (МТС)
Волна мобайл +7 (978) 568 81 84 (Волна)

Пару слов о велосвете. Часть 1

У любого велосипедиста рано или поздно встает вопрос о том, какую велофару или фонарь приобрести для ночной езды в городе или по пересеченной местности. И все больше и больше люди склоняются к покупке велосвета именно китайского произвоства: велофары или фонарика. Брендовые фары и фонарики стоят в 2-3 раза больше при схожих технических характеристиках.

Статья будет разделена на 2 части: в первой мы остановимся на характеристиках фар\фонарей и диодов , которые в них устанавливаются, а во второй поговорим об аккумуляторах и комплектных блоках питания к велофарам.

Светодиоды и световой поток.

Самыми распостраненными светодиодами, устанавливаемыми в китайские фары и фонари является продукция компании Cree, а именно тип XM-L и его более современная версия XM-L2. Также китайцы хитрят и ставят диоды Lattice bright или вообще неизвестного производства(ниже картинки с различиями).


Все фирменные светодиоды подразделяются на бины. Бин обозначает диапазон параметра, минимальный для данной системы сортировки по параметрам. Говоря в общем и по простому, бин дает возможность определить цветовые характеристики диода и как вследствии его яркость(хотя некоторые бины могу присутствовать в различных цветовых характеристиках). Вся информация дается в технической документации на диод.


Реально же отличить смежные бины например холодного цвета очень и очень тяжело. Да и надо понимать, что бины холодного и теплых цветов отличаются по яркости.

Для понимания дадим определение люмену.
Люмен (лм) это - единица измерения светового потока в системе СИ и имеет четкие методы для своего измерения.
Ниже приведены характеристики популярных светодиодов и зависимость светового потока от тока на диода
Характеристики светодиодов
XM-L XM-L2 Lattice bright XL Lattice bright XM2
Размер 5x5 мм 5x5 мм 5x5 мм 5x5 мм
Максимальный ток драйвера 3 А 3 А 2,5 A 3 A
Максимальная мощность 10 Вт 10 Вт 7 Вт 10 Вт
Максимальная яркость, лм 1040 1052 700 1160
Светоотдача, лм/Вт 158 170 Нет данных Нет данных
Прямое напряжение 3,1В @ 1500мА 2,85В @ 700мА 2,8-3,2 @ 700мА 2,8-3,0 @ 700мА
Обратное напряжение -5 В -5 В Нет данных Нет данных
Угол рассеивания 125 градусов 125 градусов 125 градусов 125 градусов
Максимально допустимая температура 150 градусов Цельсия 150 градусов Цельсия Нет данных Нет данных
Зависимость яркости диода XM-L в люминах от тока
Тип диода 700 мА 1000 мА 1500 мА 3000 мА
XML T2 200-220 275-303 390-429 650-715
XML T3 220-240 303-330 429-468 715-780
XML T4 240-260 330-358 468-507 780-845
XML T5 260-280 358-385 507-546 845-910
XML T6 280-300 385-413 546-585 910-975
XML U2 300-320 413-440 585-624 975-1040
XML U3 320-340 440-468 624-663 1040-1105
Зависимость яркости диода XM-L2 в люминах от тока
Тип диода 700 мА 1000 мА 1500 мА 3000 мА
XML S4 186-196 256-268 360-377 612-641
XML S5 196-207 268-284 377-400 641-679
XML S6 207-227 284-313 400-439 679-746
XML T2 227-250 313-343 439-483 746-820
XML T3 250-273 343-375 483-528 820-895
XML T4 273-296 375-406 528-571 895-970
XML T5 296-318 406-438 571-615 970-1044
XML T6 318-341 438-468 615-659 1044-1119
XML U2 341-364 468-500 659-703 1119-1193

Как видно из таблиц выше световой поток зависит от бина диода и тока, который драйвер подает на этот диод. И не всегда световой поток растет пропорционально росту тока.

Теперь вернемся к китайфарам и фонарикам. Многие, наверное, обратили внимание несоответствие приведенных выше цифр светового потока рекламным "буклетикам" на велосвет. Всегда же хочется получить за свои деньги максимальную яркость.Верно же? А суть в том, что цифры то эти банальное преувеличение. НИКОГДА диод Cree XM-L не выдаст яркость 1800 люминов, а их спарка - 4000-5000 люминов. Первая причина - это физически невозможно, вторая - никто на максимальную мощность "жарить" эти диоды в фарах и фонарях не будет, поскольку их надо адекватно охлаждать и рассчитывать это охлаждение.


Посчитаем же реальный световой поток допустим на двухдионой велофары типа "Сова". Сразу оговоримся, что мы будем использовать понятие мощности диода, поскольку напряжения блока аккумуляторов, который идет в комплекте с "Совой" 8.4В, а все табличные данные относятся к напряжению 3,7-4,2 В. Итак, измеренный ток для "Совы" в режиме максимальной мощности для 2-х диодов равен 1,4 А (каждый диод потребляет по 0,7 А). Мощность при этом составит приблизительно 6 Вт. Произведя простые расчеты получаем, что максимальный световой поток 2-х диодов равен 1250 люминов (т.е 625 люминов на диод). Ясно видно, что диоды работают не на полную мощность (оно и не надо, учитывая размеры фары) и световой поток никак не может быть заявленные 4000-5000 люминов. Довольной часто в фонарях и фарах ограничивают значение тока, тем самым не давая диодам перегреваться в тесных корпусах.

Так же, хотелось бы обратить внимание, что качество света зависит не только от диода, но и от рефлектора фары\фонаря,а также от фокусировки самого луча. Да и гнаться за большим количеством диодов не стоит. Во-первых, это ухудшает качество света и делает ослепительно-ярким центральное пятно, во-вторых сильно греются сами диоды (а их еще и греют соседние), в-третьих необходимо увеличивать емкость аккумулятора или возить запасной, поскольку с увеличением количества диодов растет и общее потребление фары.


Если сравнивать однодиодную фару и двухдиодную "сову", то первая имеет, так называемый, дальний свет. Его особенностью является узкое световое пятно и широкая засветка, без засвета "под колесом". У "совы" засвет более широкий, но дальность луча меньше, а световое пятно шире. Но не стоит забывать, что заменой рефлектора у однодиодной фары можно добиться более широкого центрального светового пятна и сгладить боковую засветку.

Существуют еще, так называемые, двухзонные фары (как от Fenix, так и китайские SolarStorm), которые представляют собой двухдиодные фары, у которых рафлектор имеет различную глубину и один диод светит дальним, второй "под колесо". Удобный и практичный осветитель, цена выше приблизительно на 30-40% чем у "совы".

Фонарь или фара?

Нам часто задают вопрос - "Что купить для передного света фонарь или велофару". Однозначного ответа на этот вопрос нет. И у того и у другого варианта есть свои плюсы и минусы. Разберем по порядку.

Велофара.
    Плюсы:
  • компактность самой фары на руле
  • неплохая автономность
  • есть версии с двухзонным ближним\дальним светом
  • цена
  • в комплекте есть все необходимое:поставил и работает
  • на борту может быть 2 и более диодов
  • хороший свет
    Минусы:
  • громоздкость всей конструкции (фара компактная, но акб тоже необходимо куда-то крепить)
  • греются
  • запасные нормальные блоки акб найти непросто и цена их высокая (до 70% стоимости комплекта)
  • некоторые фары потребляют энергию даже когда находятся в выключенном режиме
Фонарь:
    Плюсы:
  • компактность
  • можно быстро снять с велосипеда и унести с собой
  • возможность возить несколько сменных аккумуляторов, при этом они не занимают много места
  • емкость аккумулятора легко подобрать под свои нужды
  • отсутствие лишний проводки
    Минусы:
  • необходимо докупить зарядное устройство и аккумуляторы
  • дороже комплекта с фарой
  • выбор фонарей, подходящих для велосипеда, невелик
  • необходимо самим предусмотреть крепление на руль или шлем
  • отсутствует индикация (на большинстве фонарей) степени заряда аккумулятора
Какие для него плюсы и минусы существенны, а какие нет каждый решает сам. И выбор только за вами. Рынок предлагает много вариантов, выбрать есть из чего.


Статья написана для сайта pridevs.ru. При использовании данного материала, ссылка на первоисточник обязательна.