Прием заказов: ПН-ПТ 10:00-19:00

МТС+7 (978) 897 27 03 (МТС)
Волна мобайл +7 (978) 568 81 84 (Волна)

Велосипедная амортизационная вилка - является важной частью горного велосипеда велосипеда и ответственна за поглощения ударов от неровностей поверхности.

Большинство амортизационных вилок построены по принципу телескопа (труба меньшего диаметра в трубе большего). Они состоят из так называемых «ног» — труб большего диаметра, внутри которых и расположен амортизатор. В «ноги» входят внутренние трубы (поршни вилки), а на стыке установлены манжеты, предотвращающие попадание пыли и грязи в внутреннюю часть вилки.

Для усиления конструкции амортизационной вилки ее «ноги» соединяются, как правило, бустером. Также обычно на «ногах» вилки имеются крепежи под дисковые или обычные (V-brake) тормоза и разъем для крепежа оси. Два поршня вилки и рулевую трубу велосипеда соединяет так называемая «корона» вилки. Настройки амортизационной вилки, как правило, расположены на короне и в нижней части «ног».


Принцип работы и устройство вилки довольно простое. Есть пружина и демпфер. Пружина накапливает энергию сжатия от удара о препятствие и затем стремится вернуться в свое первоначальное состояние, т.е расжаться. Загвоздка в том, что энергия сжатия равна энергии расжатия. Таким образом получается что после обработки препятствия пружина бьет с той же энегией в руки велосипедисту. Смысла в такой работе нет. Для гашении энергии расжатия и служит демпфер. Типы демпферов, как и пружин бывают разные.

    Типы пружин:
  1. Витые металлические : стальные, титановые. Дешевая, простая в обслуживании, выдерживает большие нагрузки. Имееют более линейную работу, чем воздушная. Из минусов - больший вес и небольшая гибкость регулировки под массу велосипедиста.
  2. Воздушные - в качестве пружины выступает воздушная камера, которая накачивается с помощью насоса высокого давления. Плюсы: тонкая подгонка под вес ездока, меньший вес, нелинейная работа. Минусы: выше стоимость не самая лучшая работа на морозе(спорно).

    Демпферы разделяются на:
  1. Квази-демпфер – то бишь его отсутствие. Для компенсации отскока пружины служит банальное трение между ногами вилки и направляющими в штанах. Подойдет для детских велосипедов.
  2. Элестомерный демпфер – в пружину вставляется пластик характерной формы, который при сжатии пружины деформируется, увеличивается в размерах и создает таким образом сопротивление.
  3. Масляный (гидравлический демпфер) – наиболее эффективное средство для амортизации. Когда вилка сжимается, то демпфер накачивается маслом, которое при отскоке выходит уже через отверстия меньшего диаметра. За счет этого обеспечивается плавное разжимание вилки и возможность широкой настройки отскока под свои нужды. Такой демпфер бывает 3 типов: с открытой масляной ванной, с полуванной и закрытый (картриджный).
Типы настроек на велосипедных вилках.

Блокировка(lockout) - самая простая и понятная блокировка картриджа. Вилка перестает работать, вас не раскачивает, например на ровной дороге или в подъеме, тем самым экономятся ваши силы. Может присутствовать даже на самых дешевых моделях. В некоторых моделях кнопка блокировки может быть вынесена на руль. В более дорогих вилках блокировка работает совместно с компрессией (можно заблокировать вилку наполовину - затупить работу).


Предварительная нагрузка (Preload) - настройка жесткости пружины. Фактически позволяет настроить показатель сэг - величина, на сколько просядет ваша вилка, когда вы просто сядете на велосипед и дадите на вилку нагрузку в виде вашего веса. Для МТБ этот показатель должен около 20% от хода вилки. Это показатель нужен что бы правильно настроить работу вилки. На дешевых вилках со стальной пружиной - это бесполезная настройка, даже на более дорогих изменение преднагрузки может происходить небольших диапазонах. Если хотите координально поменять жесткость пружины и подобрать её под свой вес то придется менять пружину. На вилках с воздушной пружиной все проще - вы накачивает её насосом высокого давления под свой вес.

Скорость отскока (Rebound) - один из важнейших параметров вилки, который нужно индивидуально подстраивать исходя из выбранного стиля катания. Так, если вы предпочитаете спокойную езду по асфальтированной дороге, можно полностью закрутить отбой, тогда вилка не будет создавать лишних вибраций. Если же вы в основном катаетесь по грунтовке и пересеченной местности, скорость отбоя нужно наоборот откручивать, чтобы вилка быстрее отрабатывала встречающиеся на пути неровности, но при этом руль не должен бить по рукам из-за слишком быстрого отскока.

Наличие такой настройки как отскок показывает, что в вилке установлен полноценный демпфер. Обычно скорость отскока регулируется либо снаружи вилки, либо внутри (требуется частичная разборка вилки).

Скорость сжатия (компрессия) - данная настройка позволяет определить скорость, с которой вилка будет сжиматься, обрабатывая неровности на дороге. Обычно в вилках с возможностью регулировки скорости сжатия можно настраивать либо низкоскоростную (Low Speed Compression) либо высокоскоростную (High Speed Compression) компрессии. Регулируя низкоскоростную компрессию, можно настраивать поведение вилки при обработке мелких дорожных неровностей, убирать нежелательное раскачивание вилки при педалировании и рывки при торможении и скоростном прохождении поворотов. Регулировка высокоскоростной компрессии, как правило, актуальна для вилок, применяемых в условиях экстремальной езды. Она позволяет настраивать вилку для обработки средних и крупных неровностей на высоких скоростях, а также предотвращать пробивание вилки при серьезных ударах, таких как приземление после прыжка.


Бренды велосипедных вилок

RST - вилки низкого ценового диапазона. Ими комплектуются дешевые велосипеды. Есть в линейке и воздушные вилки низко-среднего диапазона, но вполне рабочие варианты за свою цену (модель First Air).

Suntour - выпускает вилки как низкого уровня, которые можно увидеть на дешевых велосипедах,так и среднего, с воздушной пружиной, неплохим демпфером и невысоким весом.Можно сказать, что вилки Suntour самые распостранненные на велосипедах среднего и низкого диапазонов. Тем не менее воздушных вилки серий Epixon, Axon, Durolux, Auron являются неплохой альтернативой вилкам RockShox.

Rockshox - самые популярные вилки среди велолюбителей. Имеют как дешевую линейку, так и топовую. Вилки Rockshox заслужили свою популярность благодаря невысокой цены, простоте обслуживания, доступности запчастей и широкому выбору моделей на любой кошелек.

Manitou - вилки с отличным соотношением цена/качество все больше завоевывают популярность у велосипедистов. Отличительная черта - обратная корона и хороший демпфер даже на нижних моделях.

DT Swiss - вилки топового уровня. Не сильно распостранены, но тем не менее занимают свои нишу качественных вилок.

Magura - еще один бренд вилки которого сложно найти в продаже или на велосипеде. Тем не менее, они есть и отлично себя показывают в работе.

Fox Racing Shox - самые желаемые вилки, они по праву считаются эталоном качества и работы. Широкий диапазон настроек, низкий вес и передовые технологии делают их отличным выбором как для гонщиков, так и для простых покатушечников.

Marzocchi - именитый производитель вилок, прославившийся исключительным качеством и неубиваемостью своей продукции. После сотрудничества с SR Suntour качество изделий заметно упало, но тем не менее они оставались довольно популярны. На данный момент Fox выкупила Marzocchi, что не может не радовать привержинцев этой марки вилок.




Статья написана для сайта pridevs.ru. При использовании данного материала, ссылка на первоисточник обязательна.